Мастерская учителя начальных классовСуббота, 20.04.2024, 08:45

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
мои статьи [1]
выступления, доклады, публикации
русский язык [2]
конспекты уроков, презентации к урокам, тематическое планирование, рабочие программы
литературное чтение [0]
конспекты уроков, презентации к урокам, тематическое планирование, рабочие программы
математика [0]
конспекты уроков, презентации к урокам, тематическое планирование, рабочие программы
окружающий мир [2]
конспекты уроков, презентации к урокам, тематическое планирование, рабочие программы
электронные учебные пособия [3]
дополнительный дидактический материал к урокам
дидактический материал к урокам [2]
фотоплакаты, рисунки, аудиокниги

Может пригодиться

Главная » Файлы » мои статьи

Применение здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в начальной школе (из опыта работы)
[ ] 15.04.2010, 11:58
Мне очень хочется поделиться опытом работы по здоровьесберегающим тех-нологиям Базарного В.Ф. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в начальной школе, т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.
Сам термин «здоровьесберегающие» несколько косноязычный и название технологий звучит непривычно, но только до тех пор, пока их не изучишь и не полюбишь. О методике Базарного В. Ф. наслышаны многие, но оценить ее могут лишь те, кто апробировал ее на практике.
Первый год работы был очень насыщенным и трудным, т.к. приходилось пересматривать и находить самые оптимальные варианты по их рациональному применению. Не раз опускались руки, и хотелось всё бросить и работать в привычном режиме. Но когда я полюбила их вместе с детьми, увидела реальные результаты, выступила на районном семинаре, где данные технологии были восприняты с большим интересом, то у меня появилось огромное желание рассказать о технологиях.
Согласно Федеральному плану, программа не упрощается, процесс обучения не разрушается, а становиться более доступным и увлекательным. Но, планируя уроки, нужно тщательно продумывать задания и связывать их с технологиями. Более того, изучая технологии, я убедилась, что фундамент школьных форм патологий закладываются в начальной школе и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:
1. Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья.
2. Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом.
3. Уроки в школе проходят в основном в режиме дальнего зрения, и частично ближнего.
4. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограни-ченном пространстве, с обеднённой развивающей средой.
5. Обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра, переживаний.
6. Дети в школе перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.
Применение технологий Базарного В. Ф.позволяет устранять многие причины.
Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы. Базарный В.Ф. – русский ученый, врач и педагог-новатор. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях показал, что существующая система воспитания и обучения детей в школе сориентирована против природы ребенка.
Являясь руководителем Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем Московской области, совместно с сотрудниками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». На ее базе разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий.
Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, а потом стоя. Идеально, и в первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.
Я использую второй вариант. Казалось бы, чего проще, стоя послушать загадки, рассказ, сказку, провести устный счет, решить логическую задачку. Но, увы! Дети были «засиженными», т.е. телесно расслабленными и пришлось не про-сто по приказу переводить детей в вертикальное положение, а терпеливо разрабатывать методику постепенной перестройки. А для этого потребовалось немало сил и времени, чтобы каждый ребеночек почувствовал потребность в этом режиме. И лишь тогда, когда эта поза стала для них привычной, они легко могли переключаться от одной деятельности к другой.


 
При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Для введения данной технологии необходим предварительный осмотр детей у врача – ортопеда позвоночника и стопы или осмотр у педиатра. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
- поддержание физической, психической активности умственной сферы;
- имеет высокие показатели физического развития здоровья;
- повышается иммунная система;
- улучшаются ростовые процессы;
- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной); - снижается степень низкой склоняемости головы.
А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в
целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно. Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса использую зрительно-вестибулярный тренажёр «Зевс». ЗВТ представляет собой специальную техническую систему состоящую из четырёх оптических устройств, пульта управления, комплекта сюжетно- образных кодатранспарантов, комплекта методических материалов. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы (серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников). Офтальмотренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа.
На занятиях и вне занятий провожу упражнения для увеличения зрения, расслабления глазных мышц, расширения и полноты зрения, укрепления глазных мышц. Все упражнения способствуют улучшению зрения. Для этого использую комплект плакатов для здорового и гармоничного развития учащихся, а так же интерактивные физкультминутки для глаз.
Упражнения для развития правильной осанки влияют не только на внешний вид, но и позволяют не сгибаться в работе режима ближнего зрения, на работу внутренних органов, а именно: сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата и костно-мышечной структуры. С огромным увлечением они выполняют алфавит телодвижения, где, воспринимая названную букву, используется мышечное чувство, соединяя абстрактное представление с мышечным. Они телом рисуют любую букву, а это движение, мышление, развитие. Физминутки (в понимании учителя – выполнение определенных движений в течение 2 – 5 секунд) я не использую, так как они на самом деле вносят существенный дисбаланс в педагогический процесс, снижая сосредоточенность. На уроках и после провожу сюжетно-ролевую ритмическую гимнастику. Цель её – активизация музыкального восприятия через движение. Основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая её ритм, темп, характер с помощью движений. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. Все это позволяет не только сохранить физическое здоровье школьников, но и улучшить его.
Перед началом работы по системе Базарного был проведён медицинский осмотр детей по двум критериям:
1) Осмотр костно-мышечной системы: осанка и плоскостопие.
2) Осмотр окулиста.
Медицинский осмотр учащихся (январь 2009 год)
Проработав год по здоровьесберегающей системе Базарного мы провели повторное обследование учащихся по тем же критериям.
 
Повторный медицинский осмотр учащихся (январь 2010 год)

Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии: «Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».
 
 
 
 
 
 
 

Категория: мои статьи | Добавил: llubaeva
Просмотров: 12530 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.8/8 |
Всего комментариев: 2
2 Sergfes  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/zdaniya-i-doma-iz-metallokarkasa/>каркас дома из металла профиля</a>

1 mamalena  
0
Спасибо за материал. Я думаю он многим будет полезен.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

скачать cube world
cube world форум


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz